Для филиала Музея Виктории и Альберта в Данди архитекторы писали отдельные скрипты, чтобы помочь фасадам стареть.
До здания V&A Шотландия ни с чем подобным раньше не сталкивалась: это первый на её территории музей дизайна, а также первое современное здание, которое должно приобрести статус культового. Здесь японский архитектор вышел за рамки известного: музей не «соседствует» с окружающей средой, а стремится стать ею.
Фингалова пещера на острове Стаффа в Шотландии vs. Музей-скала V&A в Данди. При проектировании музея Кенго Кума вдохновлялся природой Шотландии, в частности фактурой скалистых берегов
Шотландский климат отличается от английского количеством осадков, и чем дальше двигаться на север Британских островов, тем их будет больше. Город Данди расположен в устье реки Тей, и как все приморские города Соединенного Королевства, страдает не только от практически нескончаемого дождя, но еще и от страшного тумана вкупе с прохладным ветром. Все эти факторы создают идеальную погоду для произрастания мха в исключительно больших и, к тому же, быстрых количествах.
Кенго Кума взял в расчет такие погодные условия и обернул их в свою пользу: вскоре здание должно покрыться мхом и стать в прямом смысле скалой на берегу реки.
Рельефный образ зданию задают 10 километров бетонных планок, которые скриптами равномерно распределялись по фасаду внутри единой 3D-модели: «Чтобы достичь близости между объектом и природой, новые технологии крайне важны. Нам пришлось разработать новую систему крепления, чтобы навесить бетонные панели в нужном ритме на фасаде».
Бетонные пластины, прикрепленные к закрученным фасаду здания, придают ему облик зазубренной скалы
За счет геометрии здания каждый слой плит расположен под индивидуальным углом, чтобы создать иллюзию беспорядочности, которая свойственна натуральным формам омытого речной водой утёса.
Здание музея занимает площадь, равную 8 500 м², что выглядит смешным в сравнении с 72 400 м² токийского стадиона — строящегося проекта Кенго Кума. Тем не менее, их объединяет одна и та же идея скрещивания природных материалов и современных технологий. Основная площадка Олимпийских игр 2020 призвана разрушить стереотип, что объекты, подобные этому, не могут органично вписываться в окружающую среду. Архитектор доказывает, что новые принципы строительства могут использоваться и при проектировании очень больших зданий.
«В проекте олимпийского стадиона в Токио мы постарались объединить натуральные материалы и современные технологии. Я хочу показать, что даже для проектирования большого здания мы можем использовать природные ресурсы», — говорит Кенго Кума. «Это может продемонстрировать новый способ строительства больших зданий».
Внешний облик стадиона имеет форму гигантского овала, сформированного из слоев дерева лиственницы, а для пущей «природности» на каждом уровне будут посажены деревья
Архитектор XXI века чаще, чем его предшественники, задумывается о том, как построенное им детище будет выглядеть в будущем. Потеряет ли оно свой первоначальный шарм из-за не принятых во внимание погодных условий или приобретёт его, благодаря дождю, снегу или испепеляющему солнцу.
Музей Кенго Кума со временем станет только лучше: бетонные плиты потемнеют и покроются мхом, а река дополнит картину, превратив его в рукотворный утес. Говорить про стадион пока рано, так как он будет готов только к концу 2019, но идея та же: с помощью натуральных материалов и живых растений максимально «подружить» его с окружающей средой.