За последние 50 лет в нашей стране (и не только в нашей по описаниям иностранных преподавателей архитектуры) сформировался определенный разрыв между образовательной программой и архитектурной практикой. Попадая на работу, бывший студент, понимает, что архитектурная профессия представляет из себя не совсем то, что было показано и рассказано в институте в течение всего процесса обучения.
К концу обучения у большинства студентов формируется представление о прямой зависимости «творческий потенциал – прибыльный успех». Однако, на деле оказывается, что большая часть времени и сил уходит совсем не на процесс «фантазирования». Хочется рассказать о 7 вещах, которым не учат архитекторов.
1. Не учат пониманию работы архитектурного бюро как бизнес единицы.
Многие студенты мечтают о собственном бюро, чтобы реализовать свои творческие идеи, ради этого учатся, получают диплом, стажируются, проходят неоплачиваемые практики, дабы развить свой творческий потенциал. Это, они считают (на основе приоритетов в институте), даст им больший шанс на открытие и развитие собственного дела. По сути, свежеиспеченные архитекторы мечтают открыть свое бюро, чтобы делать то, что им хочется, не глядя на чужое мнение, да и еще получать за это деньги и славу. Однако, никто им не рассказывает, что открытие собственного бюро – фактически отдельная профессия, которой тоже нужно научиться, а главное, большая ответственность. Архитектурное бюро, как и любая другая коммерческая организация, подчиняется законам бизнеса. А его директор/глава должен быть с ними знаком, чтобы не потонуть на волнах рынка. При этом это совершенно отдельный тип бизнеса, которому не подходят ВСЕ общие законы. На эту тему не так много написано, не так много специалистов высказались, но все же можно получить знания от уже практикующих архитекторов.
Следует учить Общим бизнес-правилам организации своего дела, особенностям ведения бизнеса именно архитектурного бюро, пониманию экономики бизнеса, способам продвижения компании, поиска заказчиков, юридическим условиям отношений заказчик-архитектор, поиску и найму подходящих сотрудников, организации работы бюро и распределению обязанностей, способов развития фирмы, ответственности по закону, судебным случаям.
2. Не учат стадийности.
Процесс обучения в учебном заведении сводится к последовательности «выдача задания-клаузура-форэскиз-эскиз-подача проекта», причем весь этот, казалось бы, многоэтапный процесс укладывается всего в одну стадию реального проекта – эскизный проект – и то недавно исключенный из согласования, т.е. необходимый только для согласования с заказчиком внешнего вида объекта и состава помещений. При этом есть предпроектные исследования, стадия проекта и рабочего проекта, а также согласование проекта и экспертиза проектной документации, авторский надзор, а иногда и тендерный проект. Понятно, что в учебном процессе сложно реально сымитировать все стадии, но можно объяснить их порядок, регламент и нормативы.
Следует учить полному циклу проекта, проходить их все на практике, а также кроме эскизного проекта выполнять рабочую документацию.
3. Не учат искусству общения.
В учебном процессе студенту единожды выдается задание на проектирование, а затем большую часть времени работы занимает творческий поиск, что является внутренней индивидуальной работой архитектора. Проект дается архитектору как данность, хотя часто за него нужно бороться, сам процесс проектирования не учитывает возможные вбросы новой информации, изменений, соображений реального заказчика. Можно быть гениальным художником или очень аккуратным чертежником, но не смочь доказать свое преимущество перед другими архитекторами, отстоять свои решения, донести своё мнение или услышать чужое.
Процесс проектирования включает постоянное общение с заказчиком. Важным навыком является умение услышать клиента. Не просто слушать, а услышать! Не каждый человек может доступно сформулировать свои истинные потребности, поэтому важно понимать психологию людей, слышать «между слов».В архитектуре все-таки на первом месте стоит поставленная со стороны задача, а потом уже творческий подход архитектора, через который он решает эту задачу. У нас часто развивают только творческий подход. И хуже учат решать реальные задачи.
Также необходимо уметь наладить общение со строителями (прорабом, начальником стройки), от которых во многом зависит качество реализации вашего проекта. С каждым участником проекта отношения могут быть разные. В общем, умение общаться может помочь, и на этапе выбора заказчиком проектировщика (тендере, конкурсе, собеседовании), и на этапе согласования концепции, и на этапе внесения изменений, и на этапе строительства, и на этапе согласования.
Следует учить выигрывать желаемый проект, постоянно обсуждать свой проект, оценивать критически, рассказывать о нем на всех стадиях, защищать идеи не с точки зрения художника, а с точки зрения решения поставленной задачи, т.е. выполнять не формальную проектную задачу, а реальную проблему.
4. Не учат управлению проектом.
Выполняя учебный проект, студент редко задумывается о стоимости проектирования. А ведь это первое, что спросит потенциальный заказчик. Приведенная на некоторых сайта стоимость за квадратный метр – крайне неточный механизм подсчета стоимости работ, а существующие государственные расценки проектных работ далеки от реальности. Поэтому, начиная работать самостоятельно, юному архитектору бывает сложно определить стоимость проекта. А то, о чем он не подозревает, это как сделать так, чтобы эта стоимость оказалась по окончании проекта прибыльной, а не убыточной.
Стоимости реализации проекта тоже немаловажное знание. Никто не говорит, что архитектор должен составлять сметы. Но умение владеть этой информацией позволяет гораздо точнее решить задачу заказчика. Достаточно только вспомнить, сколько инновационных решений принесли поиски экономичных решений для жилья в начале 20 века.
Также несмотря на то, что даже студенческий проект имеет временные рамки, далеко не все студенты умеют в них укладываться. В реальном времени от опоздания не зависит оценка, зато зависят сроки строительства, согласования, а это может стоить заказчику очень дорого.
В процессе реального архитектурного проектирования работают те же правила, что и при выполнении любого проекта. Важным навыком является умение находить золотую середину между заданием проекта, его качеством, временем выполнения и ценой. А также быстро принимать изменения и вносить их проект, сохраняя баланс. Этот навык заставляет посмотреть на процесс архитектурного проектирования по-другому.
Следует учить выполнять проект в срок, решая задачу в полном объеме, но, возможно, теряя в качестве, вносить изменения, а также оценивать стоимость своего проекта.
5. Не учат глубокому пониманию реальности, пониманию реального общения пространства и людей, пространственному представлению проектируемого объекта.
За последние 20 лет сложилась тенденция решения объемно-пространственной композиции здания как предметного дизайна, одна и та же форма масштабируется от лампы до торгового комплекса. Необычная форма очень часто перекрывает объективную оценку масштаба здания в городе, его соотношения с окружающей застройкой, демонстрацией которой для этого, в основном, пренебрегают. Самый популярный способ 3d изображения или изображения фасадов – это объект в пустом поле. Также студенческие проекты частенько демонстрируют виды с птичьего полета, или аксонометрии с привлекательными изгибами кровли. Однако, нужно понимать, что городское пространство воспринимается человеком чаще всего с уровня его глаз. Причем необходимо учитывать углы зрения, ограниченные другими зданиями или объектами. Не создавать форму ради формы, а опять же решать реальную задачу.
Также крайне важно понимание материальности архитектуры в реальных материалах и конструкциях с их толщинами и весом.
Следует учить создавать небольшие проекты и реализовывать их в реальности, чтобы почувствовать масштаб, материал и конструкцию, студенческие проекты привязывать к реальным местам в городе.
6. Не учат критическому суждению, думать самостоятельно.
Преподаватели зачастую реализуют свои идеи либо давят своим мнением в такой степени, что уже ко второму курсу студенты не пытаются мыслить самостоятельно, а стремятся получить одобрение преподавателя, зачет или экзамен. Все их усилия направлены на достижение академических результатов, а не развитие собственных способностей.
Отсутствие реального заказчика приводит к субъективным выводам и решениям на основе собственных предпочтений и круга знаний. Процесс обучения в институте до сих пор существует по инерции под лозунгом 60х-80х «Твори пока можно, в реальной жизни не дадут». Однако, современные условия таковы, что реализовать качественную творческую (эстетическую) идею можно наравне с выполнением практической задачи заказчика и сохранением функциональности и рациональности архитектуры. Это наглядно демонстрируют и иностранные студии и некоторые российские.
Следует учить мыслить логически, критически, рассуждать, анализировать, исследовать, обосновывать свои концепции и доказывать их справедливость, понимать эстетику в связке с функцией, а не отдельно от нее.
7. Не учат Верстке.
Проекты в большинстве институтов до сих пор выполняют в формате планшетов 1х1 м, 50х75 см или масштабно им. Сегодня в период интернет-технологий подача проекта может иметь совершенно разный формат, часто необходим формат соответствующий пропорциям экрана, буклета и т.д. Однако, оказывается, что после только планшетных работ студенту трудно перестроиться в другие форматы (А3, А4, открытка и т.д.). Переучивание идет долгим тяжелым путем печати пробников в реальном размере, каждый раз в новом. Также студентам и в процессе обучения, и после окончания института бывает необходимо подготовить свое портфолио, резюме, биографию и т.д. Это отдельный навык сжатия информации, ясности и логичности ее изложения, умение наглядно излагать материал и опять же навык здравой оценки и критики своих сильных сторон и способностей, проектов и работ.
Следует учить верстать проект в разных форматах, от открытки до баннера.
После таких утверждений, наверно, хочется спросить: А где же останется творчество, как же искусство? Оно никуда не денется, если работает архитектор-профессионал. Высокий уровень мастерства как раз и заключается в том, чтобы в реальном процессе архитектурного проектирования реализовать творческую идею, которая в свою очередь выполняет поставленную задачу. И это гораздо интереснее.