От подушек до урбанистических интервенций и виниловых замков. Лондонский дизайнер Камилла Валала создает параллельный мир, маркируя реальность своими жизнерадостными паттернами.
«То, что я пытаюсь сделать, — оказать на людей действительно позитивное влияние. Иногда мы забываем о чувствах, но эмоциональная реакция на искусство очень важна. Не все должно оцениваться лишь разумом, вы понимаете?» — вопрошает Камилла Валала (Camille Walala). Она сама это всегда знала, просто потому что росла в «правильной» среде. С папой, любителем ярких постмодернистских объектов Memphis Group, которыми он населил их парижскую квартиру, и мамой, привнесшей в их дом в Провансе африканские мотивы. Сочные краски и этнические орнаменты были частью мира Камиллы с раннего детства, но тогда она не помышляла о профессии художницы или дизайнера.
В 1997 году Камилла отправилась на три месяца в Лондон, подучить английский, и так и осталась там жить. Почти десять лет она не могла определиться с родом занятий и работала официанткой в лондонских кафе. Пока судьба не свела ее с марокканским художником Хассаном Хаджаи и его сестрой, в ресторан которых Камилла устроилась работать. Под их влиянием Камилла поступила в Университет Брайтона на факультет текстильного дизайна. Получив диплом в 2009 году, она поняла, что быть дизайнером текстиля — не ее стезя, потому что это занятие связано со следованием трендам, а она хочет действовать на свое усмотрение. Снова оказавшись на распутье, Камилла поступила на работу в модное лондонское бистро La Bouche: «И вот, мне 32, и я продаю сыр!» — вспоминает с улыбкой дизайнер. Но это затмение продлилось недолго. Жена босса открыла по соседству текстильный магазинчик, и Камилла стала снабжать ее принтами для подушек, сумок и прочих аксессуаров.
Так ее заметила и пригласила к сотрудничеству владелица онлайн-ретейла Supermarket Sarah с оригинальной концепцией: Сара выставляет и развешивает на стене винтажную и современную одежду и предметы интерьерного декора, затем фотографирует и публикует у себя на сайте. Кликнув на любой предмет, можно его рассмотреть и купить. Камилла оформила для Сары одну такую стену, после чего к ней обратились владельцы ночного клуба XOYO в Шордиче, заказав дизайн интерьера.
«Никогда раньше я не делала ничего подобного. Даже сейчас, вспоминая эти огромные слоганы на стенах и орнаменты повсюду, у меня мурашки бегут по коже. Помню, как я была счастлива, приходя потом в клуб и видя, как люди там веселятся», — рассказывает Камилла. Проекты, которые последовали за интерьером клуба — предметный дизайн, муралы, коллаборации с известными брендами, pop-up-рестораны, инсталляции в рамках Лондонского фестиваля дизайна, дорожная разметка и т. д. — утвердили Камиллу в мнении, что искусство и дизайн должны нести людям радость и счастье. По словам дизайнера, орнаменты завладели ее воображением благодаря своей универсальности — с их появлением преображается любая поверхность независимо от масштаба.
И еще один штрих к портрету перед интервью: на рабочем столе ноутбука Камиллы стоит заставка со словом Perseverance (упорство).
Когда началось ваше увлечение паттернами, и как оно трансформировалось со временем?
Страсть к орнаментам была у меня всегда. Помню, как я еще маленькой девочкой была совершенно очарована африканской плетеной корзиной, которая была у моей бабушки. Меня заворожили ее цвета и узоры! Думаю, моя любовь становилась только сильнее по мере взросления и развития вкуса.
Каковы ингредиенты вашего фирменного орнамента? Почему, на ваш взгляд, влияние стиля группы «Мемфис» так сильно сегодня?
Стиль Walala — это яркие цвета, смелые паттерны и немного юмора. Именно в юморе, как мне кажется, кроется основная причина столь долгой популярности и столь сильной привязанности людей к стилистике «Мемфиса». Глядя на их работы, можно почувствовать характер и эмоции авторов.
В чем разница между созданием орнамента для текстиля и для пространства?
Основное отличие — масштаб. Когда ты работаешь с большой поверхностью, ты можешь действовать так широко и так неистово, как только хочешь. У одежды, ткани в этом смысле гораздо больше ограничений.
Есть ли какие-то рамки в использовании количества паттерна на квадратный метр в интерьере?
Только широта воображения дизайнера и количество времени, которое есть на реализацию задуманного.
Впечатления от интерьера на картинке и в жизни часто отличаются не в пользу последнего. Как, на ваш взгляд, достигается баланс между фотогеничностью пространства и его комфортом в реальной жизни?
Это, на самом деле, тест на сильный, качественный дизайн — он должен быть хорош и на фото, и в жизни. Я не думаю о камере, когда что либо создаю. Если орнамент восхищает вас, когда вы его видите впервые, но оставляет равнодушным в следующий раз, для меня это провал дизайнера. Когда я начинаю работать над проектом, всегда задаю себе вопрос: «Будет ли этот паттерн приносить мне радость, если я буду видеть его каждый день?». Когда я отвечаю себе «да» и затем наблюдаю, как люди реагируют на мой дизайн — делают фото, публикуют в социальных сетях, понимаю, что проект успешен.