В интервью Financial Times британский архитектор предупреждает, что в угоду рыночной экономике профессия забывает свое главное предназначение — социальную ответственность.
«Мне кажется, архитектура находится в кризисе. Мы потеряли нашу социальную роль. Строительство стало продуктом инвестиций. Мы много строим, но все это большие инвестиционные проекты, из-за чего получается архитектура без архитектуры. Она больше о вложении денег, чем об урбанизме. Раньше архитекторы были вовлечены в планирование и строительство городов, формирование общества. Но теперь мы обсуждаем жилье как товар, подобно какой-нибудь стиральной машине, хотя по сути жилье — это фундамент для государства.
Мы используем доступ к земле ради поддержки свободного рынка. Деньги любят землю, и здания будут иметь ценность, живут в них или нет. Не думаю, что мы должны винить только иностранцев, которые покупают дорогие апартамент. Они не причина пустующих домов, а лишь следствие нашей политики».
Великобритания переживает масштабный кризис бюджетного жилья. Правительство даже объявило «общенациональный крестовый поход с целью строительства жилья». Задача — ввести 1 млн новых единиц жилья к 2020 году. Но Чипперфильд переживает, что инициатива превратится в погоню за квадратными метрами вместо создания пространства для лучшей жизни:
«Почему хорошая архитектура может быть только для музеев и дорогих жилых проектов? А как быть со школами? Выходит, что мы делаем редкие драгоценности. В отдельные моменты случается, что общество дает добро: „Хорошо, тут мы можем построить что-то стоящее“. Мне повезло сделать несколько культурных драгоценностей, архитектуру с социальной составляющей — культурные учреждения по определению привносят эту функцию. Но большую часть времени мы боремся за хоть какое-нибудь присутствие этих ценностей.
Сделать хорошую лестницу или хорошее пространство — прекрасная задача, но она должна добавляться к чему-то. Наша обязанность — учитывать обе стороны вопроса. Создавать не только качественный проект, но и делать через него значимый, общественный вклад. Хорошее жилье — это не просто хорошее пространство, это идеал того, какой бы могла быть наша жить, того, как архитектура может помочь нам жить».
Один из последних проектов британца — конкурсное предложение на Музей современного искусства в Аделаиде. По Дэвиду Чипперфильду музей должен стать социальным буфером, чтобы обогатить опыт посетителя и настроить его на нужные эмоции перед посещением соседнего Ботанического сада.